Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
№7 (1510) июль 2017 год

Наша справка: Зайнулла Хабибулович Расулев

«Расулевские чтения», многие годы проводящиеся в ЮУрГАУ, названы в честь известного на всю Россию мусульманского богослова и просветителя XIX века Зайнуллы Расулева. Именно в Троицке он провел свои зрелые годы, именно в этом городе все еще жива память о нем и его свершениях и именно в Троицк приезжают верующие со всей страны, чтобы поклониться могиле великого имама.

Зайнулла Хабибулович Расулев родился 28 марта 1833 года в глухой башкирской деревне Шарипово Троицкого уезда Оренбургской губернии в семье муллы. Учился в сельских медресе, с 1851-го по 1858-й в медресе «Ахмадия» при II Соборной мечети г. Троицк. С 1858-го работал преподавателем в медресе деревне Юлдашевой Верхнеуральского уезда, а через год стал имамом в д. Акхужа (Верхнеуральский уезд).

Еще в юности Зайнулла Расулев начал интересоваться суфизмом. В 1869–1870 годах он по просьбе богатого односельчанина отправился в свой первый хадж в Мекку. По дороге остановился в турецком Стамбуле, где погрузился в атмосферу богословских споров и поисков. Здесь после успешной сдачи испытаний ему присвоили почетное звание шейха – главы суфийской общины.

После возвращения в свой приход собрал себе учеников. Занимался врачеванием, применяя гипноз и народную медицину, приобрел славу ишана, ввел новшества в практику суфизма, среди которых громкий зикр (многократное упоминание Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (празднование дня рождения пророка Мухаммада), ношение четок. Эти новшества понравились далеко не всем единоверцам. Официальные представители ислама обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей, за что в 1872 году Зайнулла Расулев был арестован и отправлен в ссылку в Вологодскую губернию, где пробыл 8 лет.

В 1881 году возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа, затем повторно совершает хадж. Со временем его имя становится все более и более узнаваемым. Вскоре после хаджа Зайнуллу Хабибуловича приглашают в Троицк имамом в новую мечеть (№5 или «Амурская»). Здесь прошли три самых плодотворных десятилетия жизни ишана-хазрата Зайнуллы, когда его авторитет и духовное влияние распространились на огромной территории Урала, Сибири и Казахстана. Здесь имам открыл медресе, позже получившее название «Расулия», которая быстро стала лидером духовного образования и получила известность на всю Россию. В этом медресе студентам преподавали не только духовные и богословские дисциплины, но и светские науки. К началу XX века «Расулия» превратилась в популярное учебное заведение с 11-летним курсом обучения, стала центром религиозной жизни на Южном Урале. Из её стен вышли десятки видных прогрессивно настроенных деятелей национальных культур: М. Акмулла, М. Гафури, Г. Баттал, С. Торойгыров, А. Косыбайулы и др.

Мечеть (№5 или «Амурская») и медресе «Расулия», г. Троицк

Почему же он выбрал именно Троицк? Здесь, ещё в конце XVIII в., сложилась значительная мусульманская община, а перед революцией 1917 г., как и в губернском Оренбурге, насчитывалось 7 мечетей, мирно сосуществовавших с православными церквями и храмами других конфессий. При этом троицкие последователи ислама не были замкнутой общиной; ещё с дореформенного времени они активно участвовали в работе сословных структур и органов местного самоуправления – ратманами, гласными городской думы, членами «сиротского суда» и городской управы и т.д.

Глубокие познания в богословии, шариате, суфизме, способности врачевания гипнозом, владение приемами народной медицины снискали Зайнулле Расулеву популярность, привлекли многих учеников и последователей. Под его духовным влиянием находились сотни и тысячи мулл Урала, Поволжья, Сибири и Северного Казахстана. Среди мюридов Расулева называют не только его сына Габдрахмана, но и Г. Баруди (Галимджан Мухаммеджанович Галиев), С. Хасани (Мухаммед-Сабир Мухаммедзянович Хасанов), С. Башларова из Дагестана и др. До конца своей жизни оставался приверженцем просветительства, обновленческого движения среди татар, башкир и казахов.